Отчего выходят из строя тяговые батареи. Простые советы водителю электропогрузчика
21.12.11 Источник: «Склад и Техника» №1/2007
Вообще-то,
в самом аккумуляторе ломаться особенно нечему. Во всяком случае,
причина большинства неисправностей связана не с наличием в источнике
питания каких-либо собственных дефектов, а с неисправностями самого
электропогрузчика. Если долго эксплуатируешь машину и не следишь за ее
обслуживанием, выходят из строя электромотор, масляный насос, высыхают
без смазки подшипники при низких температурах, густеет масло. Все это
приводит к повышенным нагрузкам и быстрому разряду аккумулятора.
Сам
аккумулятор в процессе службы, конечно, изнашивается и в конце концов
выходит из строя, что происходит вследствие коррозии пластин, осыпания
активной массы и истощения электролита. Этим негативным процессам
способствует повышенная температура, недостаточный заряд или перезаряд
аккумулятора, эксплуатация батареи с сухими элементами. Обычно срок
службы АКБ составляет около четырех лет, но в большой степени он зависит
от режима эксплуатации.
Однако если ваш аккумулятор вдруг
начал быстро разряжаться и электропогрузчик не может отработать смену,
не спешите его выбрасывать. Наш опыт показывает, что огромное количество
АКБ, которые на первый взгляд кажутся неисправными, были
просто-напросто разряжены. Новые тяговые батареи, особенно импортные,
стоят немало, а потому такой «простой» диагноз выгоден только их
продавцам, но не владельцам техники. В этом случае не спешите делать
окончательный вывод, а попробуйте зарядить разряженный аккумулятор,
причем как можно скорее. Чем дольше аккумулятор остается незаряженным,
тем сильней сульфатация пластин и тем проблематичней будет его
восстановление.
Уход за АКБ чрезвычайно прост и практически
сводится лишь к регулярным проверкам уровня электролита. Низкий его
уровень может свидетельствовать об излишнем заряде аккумулятора, что
обычно вызвано неправильно подобранным зарядным устройством. Заряд надо
проводить с определенной «скоростью», иначе вас ждут разные
неприятности. По правилам уровень зарядного тока для обычной тяговой
свинцово-кислотной АКБ должен составлять 10% от ее номинальной емкости.
Например, полностью разрядившийся аккумулятор емкостью 350 А·ч следует
заряжать при силе тока 35 А в течение 10 ч. Заряд должен проходить со
снятыми крышками.
Перезаряд
аккумулятора на 10% сокращает ресурс АКБ на 20%, а вот недозаряд на 10%
– уже наполовину. Если электролита недостает только в одном из
элементов, то выход из строя всего аккумулятора уже не за горами.
Продлить его работу в этом случае можно только срочно заменив
неработающий элемент.
Следующий момент, на который следует
обратить внимание, – это вибрация, которой подвергается погрузчик при
движении. После высокой температуры и электрической перегрузки она
является следующей наиболее частой причиной преждевременного выхода из
строя АКБ. Механизм воздействия вибрации простой: любая «болтанка»
постепенно стряхивает активное вещество с пластин. Поэтому проследите,
чтобы электропогрузчик как можно меньше и медленней ездил по плохому
неровному полу, а аккумуляторная батарея была прочно закреплена.
Проверьте клеммы: они должны быть чистыми и хорошо затянутыми во
избежание искрения. Некоторые механики и водители погрузчиков смазывают
клеммы густой смазкой, а другие считают, что это только способствует
накоплению грязи, так что выбор за вами.
И еще два простых
совета. Доливая в АКБ дистиллированную воду, надо иметь в виду, что во
время заряда уровень электролита повышается, поэтому выполнять эту
операцию следует по окончании заряда АКБ. И еще – никогда не курите
вблизи аккумуляторной батареи во время ее заряда. Помните, что опасность
возгорания, к которому может привести реакция кислорода и водорода,
выделяющихся во время заряда (а также по его завершении), вполне
реальна.
Как
же следует правильно хранить и транспортировать аккумуляторы?
Перемещение и перевозка АКБ должны осуществляться в транспортной
упаковке производителя. Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи
открытого типа отгружаются заказчикам сухозаряженными или заполненными
электролитом. Залитые электролитом и заряженные АКБ без подзарядки могут
лежать на складе ограниченное время, так как имеют свойство
саморазряжаться, поэтому такие АКБ необходимо ежемесячно подзаряжать.
Сухозаряженные
аккумуляторные батареи необходимо сохранять в заводской упаковке,
поскольку производитель помещает в нее влагопоглотители, в значительной
степени уменьшающие конденсацию влаги. В таком состоянии хранение АКБ
может продолжаться достаточно долго – до двух лет. Оптимальная
температура окружающей среды при хранении ограничивается пределами от +5
до +25 °С, при этом следует избегать резких перепадов температуры,
чтобы не допустить образования конденсата внутри элементов и снизить
саморазряд. В целях предотвращения попадания влаги внутрь элементов их
заливочные отверстия должны оставаться закрытыми транспортировочными
пробками, которые следует снимать перед заливкой электролита после
монтажа АКБ.
Разделы / Эксплуатация электропогрузчиков
|